от 5 июля 2021г.

Мониторинг федерального законодательства

Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Приказ Минфина России от 15 апреля 2021 г. № 61н «Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению»

Первичные учетные документы и регистры бухучета переведут в электронный вид.

Минфин вводит унифицированные формы электронных первичных учетных документов и электронных регистров бухучета, применяемых при ведении бюджетного и бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений. Даны указания по формированию и применению унифицированных форм электронных документов.

Унифицированные формы применяются с 1 января 2023 г. Допускается более раннее применение в случаях, предусмотренных учетной политикой. Уполномоченная организация, которой переданы полномочия федеральных ведомств, их территориальных органов и подведомственных ФКУ по ведению бюджетного учета, применяет формы с 1 января 2022 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 июня 2021 г. Регистрационный № 63995.

Приказ Фонда социального страхования РФ от 28 мая 2021 г. № 17 «Об утверждении значений основных показателей по видам экономической деятельности на 2022 год»

Определены значения основных показателей для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на ОСС от травматизма на следующий год.

ФСС установил значения основных показателей по видам экономической деятельности на 2022 г.

Они будут использоваться для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2022 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июня 2021 г. Регистрационный № 64021.

Банковская деятельность

Информационное письмо Банка России от 29 июня 2021 г. N ИН-06-59/44 «О реструктуризации кредитов (займов) физическим лицам и субъектам МСП»

До 1 октября заемщики могут обратиться за реструктуризацией кредита.

Банк России рекомендовал кредиторам продлить реструктуризацию кредитов (займов), предоставленных:

— физлицам (условие — снижение дохода заемщика и (или) наличие у него или у членов его семьи COVID-19);

— субъектам МСП и самозанятым.

Заемщики смогут подать соответствующее заявление с 1 июля по 30 сентября 2021 г. Реструктуризация не окажет негативного влияния на их кредитную историю.

Валютное регулирование и валютный контроль

Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 224-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

Смягчен валютный контроль для участников международных выставок ювелирной продукции.

Установлена возможность для юрлиц — резидентов, являющихся участниками международных выставок, проводимых в государстве или на территории, которые являются членами ОЭСР или ФАТФ, выполнять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами и с физлицами-резидентами в наличной иностранной валюте и (или) валюте России за приобретенные ими у резидентов — участников международных выставок выставочные образцы ювелирных изделий в месте проведения выставки.

По окончании выставки полученная наличность должна быть ввезена на территорию России и зачислена на банковский счет в уполномоченном банке. Контроль за своевременным зачислением наличных денежных средств, полученных от продажи выставочных образцов, возложен на ФТС.

Закон вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением отдельных положений, которые применяются с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 223-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

Для экспортеров несырьевой продукции отменена обязательная репатриация валютной выручки на свои счета.

Скорректирован Закон о валютном регулировании.

Для несырьевого неэнергетического экспорта отменено требование о репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках инвалюты, причитающейся по договорам (контрактам) между резидентами и нерезидентами за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и РИД, в т. ч. исключительные права на них.

Одновременно предусмотрена возможность зачислять экспортную валютную выручку на счета экспортеров в зарубежных банках.

ЦБ сможет по согласованию с Минфином и Минэкономразвития определять порядок предоставления резидентами, являющимися стороной внешнеторгового договора (контракта) о передаче нерезидентам товаров (работ, услуг, РИД), информации о получении ими причитающихся денежных средств либо об ином исполнении или прекращении обязательств, а также об активах и обязательствах, номинированных и (или) подлежащих оплате такими резидентами в инвалюте в пользу нерезидента. Сформируют перечень таких резидентов.

Поправки вступают в силу с 1 июля 2021 г. Урегулированы вопросы их применения.

Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

Приказ Федеральной таможенной службы от 21 мая 2021 г. № 436 «Об установлении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации»

Контроль таможенной стоимости товара: ФТС обновила порядок.

В связи с принятием Таможенного кодекса ЕАЭС и Закона о таможенном регулировании ФТС установила новые правила проверки таможенной стоимости ввозимых и вывозимых товаров.

В частности, закреплен порядок действий таможни при изменении сведений, заявленных в таможенной декларации, в связи с корректировкой таможенной стоимости.

Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после даты опубликования.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 июня 2021 г. Регистрационный № 63979.

Гражданское право, приватизация

Федеральный закон от 28 июня 2021 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Президент подписал поправки к ГК об онлайн-собраниях.

С 1 июля 2021 г. собрания участников гражданско-правовых сообществ можно будет проводить дистанционно. Прописаны требования.

Способы проведения собраний можно совмещать.

Стандартизация, сертификация, качество продукции

Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 993 “Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований, установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц”

Установлен порядок осуществления госконтроля за соблюдением требований техрегламентов в отношении колесных ТС (шасси), бензина, дизтоплива и мазута.

Утверждено положение о федеральном госконтроле (надзоре) за соблюдением требований техрегламентов в отношении колесных ТС (шасси) и их компонентов, находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), бензина, дизтоплива, судового топлива и мазута, а также требований, подлежащих применению до вступления в силу соответствующих техрегламентов, в отношении электроэнергии в сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.

Уполномоченным органом является Росстандарт и его территориальные органы. Надзор осуществляется посредством профилактики нарушений установленных требований, проведения контрольных мероприятий и принятия мер по пресечению, предупреждению и устранению выявленных нарушений.

Предусмотрено применение системы управления рисками причинения вреда (ущерба). Определены критерии отнесения объекта контроля к одной из категорий риска.

В контрольных целях проводятся мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная или выездная проверка.

Постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Постановление Правительства РФ от 23 июня 2021 г. N 970 “Об утверждении требований к техническим экспертам, перечня областей специализации технических экспертов, требований к экспертным организациям по аккредитации и перечня областей аттестации экспертов по аккредитации”

Правительство установило требования к техническим экспертам и экспертным организациям по аккредитации органов, оценивающих соответствие оборонной продукции.

Утверждены требования к техническим экспертам, перечень областей их специализации, требования к экспертным организациям по аккредитации, а также перечень областей аттестации экспертов по аккредитации.

В частности, технический эксперт должен:

— иметь высшее образование по направлениям подготовки «Математические и естественные науки» и «Инженерное дело, технологии и технические науки»;

— быть независимым от коммерческих, финансовых и других интересов, которые могли бы нарушить беспристрастность и оказать влияние на процесс аккредитации;

— иметь стаж работы не менее 5-ти лет в организациях, осуществляющих разработку, производство, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники;

— иметь допуск к сведениям, составляющим гостайну.

Экспертной организацией по аккредитации не могут выступать иностранные юрлица, а также организации, являющиеся аффилированными лицами по отношению к органам по сертификации продукции и систем менеджмента качества организаций, осуществляющих создание продукции, поставляемой по гособоронзаказу, или по отношению к испытательным лабораториям (центрам).

Промышленность, топливно-энергетический комплекс

Федеральный закон от 28 июня 2021 г. № 222-ФЗ «О внесении изменений в главу IV Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности»

Охрана здоровья работников угольной промышленности: поправки к законодательству.

Скорректирован Закон о регулировании в области добычи и использования угля. Поправки касаются охраны здоровья работников организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), занятых на работах с опасными и (или) вредными условиями труда. Предусмотрены:

— обязательные предварительные (при поступлении на работу) и обязательные периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры;

— для работников, занятых на подземных работах, — обязательные предсменные медосмотры, медосмотры в течение рабочей смены и после нее (при необходимости);

— профилактические медосмотры, диспансеризация (как и в настоящее время), диспансерное наблюдение;

— медпомощь, в т. ч. при профзаболеваниях;

— разработка и внедрение корпоративных программ укрепления здоровья;

— послесменная реабилитация (как и в настоящее время).

Закреплена возможность обязательных предсменных, а также внутрисменных и послесменных медосмотров работников, занятых на подземных работах, с использованием техсредств и медизделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников.

Уточнены нормы о периодичности диспансеризации.

Поправки вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Строительство, градостроительство и архитектура

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Банка России и АО «ДОМ.РФ» от 24 июня 2021 г. №№ 26064-НС/07, 08-40/5813, 7826-АФ

Взаимодействие банков и застройщиков при финансировании долевого строительства через счета эскроу: рекомендации по форме заявки.

Даны рекомендации по форме заявки застройщика в уполномоченный банк о предоставлении проектного финансирования строительства жилья с использованием счетов эскроу и перечню документов, представляемых в банк для рассмотрения вопроса о кредитовании.

В частности, банкам необходимо доработать внутренние документы по данному вопросу и разместить их на своем сайте, а также предоставить застройщикам возможность направления заявки как в электронной форме, так и на бумажном носителе. Примерный срок рассмотрения заявок по проектам комплексной застройки территорий — 45 рабочих дней, по другим проектам — 35-40 рабочих дней.

Застройщики должны оперативно представлять в банки необходимые для кредитования документы. Их перечень является примерным. Он может быть уточнен с учетом конкретного проекта жилищного строительства.

Сельское хозяйство

Федеральный закон от 28 июня 2021 г. № 221-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Решено усилить контроль за оборотом пестицидов и агрохимикатов.

Проекты технической документации на пестициды и агрохимикаты (ПиА) отнесены к объектам федеральной экологической экспертизы.

Уточнено, что подразумевается под ПиА. Введен термин «смешанные минеральные удобрения». Уточнены нормы о регистрации ПиА и о внесении их в госкаталог. Определены сроки действия госрегистрации. Детализирован порядок получения соответствующего свидетельства. Урегулированы вопросы внесения дополнений к свидетельству о регистрации ПиА.

Скорректированы нормы о регистрационных испытаниях ПиА. Предусмотрена экспертиза результатов таких испытаний.

Уточнены требования к обороту ПиА, в т. ч. к их ввозу.

Поправки вступают в силу с 1 марта 2022 г., за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

Постановление Правительства РФ от 28 июня 2021 г. № 1030 «Об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»

Государственный контроль в области безопасного обращения с пестицидами в пунктах пропуска через госграницу: правила.

Установлен порядок осуществления федерального контроля в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в пунктах пропуска через госграницу. Его проводит Россельхознадзор и ФТС, а также их территориальные органы. В пунктах пропуска свободного порта Владивосток и в Арктической зоне контроль будут организовывать таможенные органы.

При осуществлении контроля:

— проверяется статус свидетельства о госрегистрации пестицида и агрохимиката;

— оценивается соответствие ввозимых пестицидов и агрохимикатов требованиям действующих свидетельств об их госрегистрации;

— проводится отбор проб или образцов для лабораторных исследований.

Продолжительность контроля устанавливается технологическими схемами организации пропуска через госграницу лиц, ТС, грузов, товаров и животных.

Постановление вступает в силу с 29 июня 2021 г.

Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 996 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов»

Рыболовство и сохранение водных биоресурсов: заново урегулирован федеральный госконтроль (надзор).

С 1 июля 2021 г. вступит в силу новое Положение о федеральном госконтроле (надзоре) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (кроме морских). Уполномоченным органом по-прежнему выступает Росрыболовство.

Объекты контроля (надзора) теперь будут классифицироваться по категориям риска причинения вреда (ущерба) — высокий, средний или низкий риск. Установлены критерии отнесения объекта к той или иной категории.

Определены виды профилактических мероприятий. Это информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит. Закреплен порядок их проведения.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не предусмотрены. В числе внеплановых — контрольная закупка, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки. Также может проводиться выездное обследование.

Урегулированы вопросы фотосъемки, аудио- и видеозаписи и иные способы фиксации доказательств нарушения обязательных требований.

Прежнее положение признается утратившим силу.

Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 995 «Об утверждении Положения о федеральном государственном карантинном фитосанитарном контроле (надзоре)»

Федеральный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) будут проводить по новым правилам.

С 1 июля 2021 г. устанавливается новое Положение о федеральном карантинном фитосанитарном контроле (надзоре). Оно заменит Положение 2020 г.

Будут применять риск-ориентированный подход. Предусмотрены профилактические и контрольные мероприятия. К первым относятся информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит. Ко вторым — выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки.

Мероприятия организуют Россельхознадзор и ФТС.

Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 994 “Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений”

Контроль за качеством посадочного материала будет риск-ориентированным.

Установлен порядок госконтроля за соблюдением:

— требований к сортовым и посевным качествам семян с/х растений;

— требований к производству, транспортировке и реализации таких семян;

— запретов и ограничений, связанных с ввозом и выращиванием генетически модифицированного посадочного материала.

Применяется риск-ориентированный подход. Периодичность плановых проверок зависит от присвоенной объекту категории риска.

Основной упор сделан на профилактические мероприятия — информирование, консультирование, предостережение, профилактический визит.

Детально регламентирован порядок проведения контрольных мероприятий, в том числе инспекционных визитов и проверок.

Постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя

Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 1005 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей»

Государственный контроль в области защиты прав потребителей будет осуществляться по новым правилам.

С 1 июля 2021 г. начнет действовать новое положение о федеральном госконтроле (надзоре) в области защиты прав потребителей. Уполномоченным органом по-прежнему является Роспотребнадзор.

Определены предмет и объекты контроля. Урегулирован порядок профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Определены виды профилактических мероприятий. Это информирование, консультирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, самообследование и профилактический визит.

В контрольных целях проводятся выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки, контрольная и мониторинговая закупки. Плановые надзорные мероприятия не предусмотрены.

Закреплен порядок обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Прежнее положение признано утратившим силу.

Транспорт и связь

Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. N 991 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта”

Урегулирован федеральный госконтроль (надзор) на ж/д транспорте.

Правительство установило правила федерального госконтроля (надзора) в области железнодорожного транспорта.

Проверки проводит Ространснадзор и его территориальные органы. Определены предмет и объекты госконтроля (надзора), закреплен порядок управления рисками причинения вреда (ущерба), перечислены категории такого риска, урегулированы вопросы профилактики рисков.

Предусмотрены выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки. Прописан порядок их проведения.

Постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Иные вопросы хозяйственной деятельности

Федеральный закон от 28 июня 2021 г. № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Усилен контроль за иностранными структурами без образования юрлица.

Поправками к «антиотмывочному» закону вводятся два понятия:

1) «доверительный собственник (управляющий) иностранной структуры без образования юридического лица» — это физическое или юридическое лицо, которое вправе управлять денежными средствами или иным имуществом в целях извлечения дохода в интересах участников либо иных выгодоприобретателей структуры;

2) «протектор» — это физическое или юридическое лицо, которое уполномочено контролировать действия доверительного собственника (управляющего) или участвовать в деятельности структуры.

Клиенты организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, обязаны предоставлять им информацию о своем статусе доверительного собственника (управляющего) или протектора.

Требования в отношении идентификации, установления иной информации о клиенте, применения мер по замораживанию имущества, организации внутреннего контроля, фиксирования, хранения информации распространены на доверительных собственников (управляющих), если они осуществляют от имени или по поручению своего клиента определенные операции с денежными средствами или иным имуществом, в т. ч. сделки с недвижимостью; управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; создание юрлиц или иностранных структур без образования юрлица, управление ими, а также их куплю-продажу.

Поручение Президента РФ от 26 июня 2021 г. “Перечень поручений по итогам Петербургского международного экономического форума”

Президент дал поручения по поддержке МСП и продлению программ льготной ипотеки.

По итогам Петербургского международного экономического форума Президент дал поручения Правительству.

Иностранцы и лица без гражданства смогут вакцинироваться в России на платной основе.

С 2022 г. для общепита с численностью работников до 1500 человек запустят пилотный проект по применению пониженных тарифов страховых взносов, а также по освобождению от НДС при годовой выручке до 2 млрд руб.

Уточнят антимонопольное законодательство в части признания хозяйствующих субъектов доминирующими и объектами экономической концентрации.

Обязательную долю закупок у малого предпринимательства и социально ориентированных НКО увеличат до 25%.

Льготную ипотеку до 7% годовых для новостроек продлят до 1 июля 2022 г. Размер кредита при этом не должен превышать 3 млн руб.

До конца 2023 г. продлят льготную программу ипотеки под 6% для семей с детьми, в которых первый или последующий ребенок родился 1 января 2018 г.

Разработают план по снижению уровня углеродоемкости российской экономики. Запустят проекты по сокращению (предотвращению) выбросов парниковых газов и (или) увеличению их поглощения.

Правительство и регионы обратят внимание на содействие занятости, организуют вакцинацию трудовых мигрантов, создадут систему поддержки новых инвестпроектов.

Предусмотрено дополнительное кредитование МСП и расширение их доступа к закупкам.

Государство компенсирует МСП банковские комиссии за оплату гражданами их товаров, работ, услуг через систему быстрых платежей во II полугодии 2021 г.

МСП на УСН освободят от подачи налоговых деклараций при условии применения ими ККТ.

Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 1002 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных лиц»

Правительство обновило порядок осуществления госконтроля за деятельностью аккредитованных лиц.

Утверждено новое положение о федеральном госконтроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных лиц. Уполномоченным органом является Росаккредитация и ее территориальные органы.

Контроль осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, проведения контрольных мероприятий и принятия мер по пресечению, предупреждению и устранению последствий выявленных нарушений. Его объекты — деятельность аккредитованных лиц и ее результаты.

Определены виды профилактических мероприятий. Это информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения и самообследование. Закреплен порядок их проведения.

В контрольных целях проводятся наблюдение за соблюдением установленных требований, документарные или выездные проверки, инспекционный визит. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не предусмотрены.

Урегулированы вопросы применения фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушения обязательных требований.

Прежнее положение признано утратившим силу.

Постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Бюджетная система

Федеральный закон от 28 июня 2021 г. № 228-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации”

Бюджетное кредитование регионов: изменения в БК.

В БК РФ внесены поправки, согласно которым:

— регионам из федерального бюджета будут предоставляться инфраструктурные кредиты с возможностью превышения ограничений по параметрам бюджетного дефицита на сумму ассигнований, направленных на реализацию инфраструктурных проектов, финансируемых за счет указанных кредитов. Минфин вправе предоставить в 2021 г. инфраструктурные кредиты со сроком погашения не ранее 2036 г. включительно по ставке не более 3% годовых;

— предельный срок внесения в Госдуму проекта федерального бюджета перенесен с 1 октября на 15 сентября текущего года, а срок рассмотрения и утверждения изменений в федеральный бюджет увеличен с 25 до 30 дней;

— сокращены сроки составления, представления, внешней проверки и утверждения бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Другие изменения касаются реструктуризации бюджетных кредитов, ранее привлеченных субъектами РФ, и предусматривают особенности исполнения федерального бюджета в 2021 г. Определены условия предоставления на период до 2029 г. бюджетных кредитов на погашение задолженности регионов и муниципалитетов в объеме, обеспечивающем ее снижение до 25% доходов бюджета субъекта РФ в 2020 г., и реструктуризации Правительством РФ бюджетных кредитов, предоставленных регионам в декабре 2020 г.

Минфину дается право предоставить регионам в 2021 г. бюджетные кредиты для погашения их долговых обязательств со сроком погашения по 2029 г. включительно по ставке 0,1% годовых.

Продлена возможность списания задолженности региона перед РФ по бюджетным кредитам, при условии направления высвобождаемых средств на бюджетные инвестиции в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестпроектов.

Закон вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением положений, которые применяются со дня официального опубликования.

Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС

Федеральный закон от 28 июня 2021 г. № 231-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Ужесточается контроль за оборотом оружия.

Подписан закон об усилении контроля за оборотом оружия. Он, в частности, предусматривает:

— повышение до 21 года возраста приобретения охотничьего оружия и огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны;

— возможность приобретения гладкоствольного ружья с магазином только через 2 года владения гражданским огнестрельным длинноствольным оружием;

— запрет на распространение в СМИ и Интернете инструкций по незаконному изготовлению или переделке оружия, основных частей огнестрельного оружия;

— запрет хранения списанного оружия без уведомления Росгвардии;

— обязанность граждан и организаций уведомлять Росгвардию о приобретении списанного оружия с целью его регистрации;

— запрет хранения организациями (кроме государственных военизированных) оружия в помещениях, не оборудованных охранной сигнализацией с выводом на пульт охранной организации;

— ограничения на выдачу лицензии на приобретение оружия гражданам с судимостью и привлеченным к ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения;

— обязанность владельцев оружия сообщать в Росгвардию об утрате или хищении принадлежащего им оружия;

— аннулирование лицензий и разрешений в случае отказа предоставить доступ уполномоченным сотрудникам к местам хранения оружия для проверки условий его хранения, а также в случае отказа предоставить оружие для осмотра;

— ведение реестров лицензий и разрешений;

— исключение возможности предоставления Росгвардией госуслуг в МФЦ.

Федеральный закон вступает в силу через 1 год после его официального опубликования, за исключением отдельных положений, которые вводятся в действие с 1 января 2022 г.

Федеральный закон от 28 июня 2021 г. № 230-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 3.1 Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»

«Антиотмывочный» контроль за НКО расширен, а российским гражданам и юрлицам запрещено участвовать в зарубежной деятельности нежелательных в РФ иностранных организаций.

Дополнен список последствий признания нежелательной на территории России деятельности иностранной или международной неправительственной организации. Это также повлечет за собой запрет на участие в деятельности указанной организации за пределами РФ граждан России, лиц без гражданства, постоянно проживающих в нашей стране, и российских юрлиц.

Прописано еще одно основание для признания деятельности иностранной или международной неправительственной организации нежелательной на территории России. Это оказание посреднических услуг при проведении операций с денежными средствами и (или) иным имуществом, принадлежащими запрещенной в РФ зарубежной организации, в целях ведения деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя России, обороноспособности или безопасности государства.

Кроме того, поправками к «антиотмывочному» закону с 1 октября 2021 г. вводится обязательный контроль в отношении операций по получению или расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества. Исключение сделано для госорганов, госкомпаний, госкорпораций, публично-правовых компаний, потребкооперативов, государственных (муниципальных) школ и детсадов, товариществ собственников недвижимости и торгово-промышленных палат. До указанной даты обязательному контролю подлежат операции по получению НКО от иностранных источников и по расходованию ею денежных средств и иного имущества на сумму от 100 тыс. руб.

Также с 1 октября 2021 г. получение физическим или юридическим лицом (за исключением кредитной организации), иностранной структурой без образования юрлица перевода денежных средств подлежит обязательному контролю, если эти средства поступают от плательщика и (или) обслуживающего плательщика банка с территории иностранного государства или зарубежной административно-территориальной единицы, обладающей самостоятельной правоспособностью, перечень которых утверждается уполномоченным органом. Данный перечень относится к информации ограниченного доступа и доводится до кредитных организаций через их личные кабинеты.

Закон вступает в силу по истечении 10 дней после даты опубликования, за исключением вышеуказанных положений, которые начнут применяться с 1 октября 2021 г.

Приказ Министерства юстиции РФ от 28 июня 2021 г. № 105 «О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»

НКО-иноагенты будут отчитываться перед Минюстом по новым правилам.

Для НКО-иноагентов заново установлены форма отчета и сроки подачи отчетности. Приказ 2013 г. о форме и сроках признан утратившим силу.

Отчет о деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников подается раз в полгода. Срок — не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля).

Отчет о целях расходования средств и использования иного имущества, в т. ч. полученных от иностранных источников, и о фактическом расходовании и использовании средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, подается ежеквартально. Срок — не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием квартала (15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября).

Аудиторское заключение по итогам аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности подается ежегодно. Срок — не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Можно использовать портал госуслуг.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июня 2021 г. Регистрационный № 64010.

Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство

Федеральный закон от 28 июня 2021 г. № 229-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Приняты поправки к Жилищному кодексу.

Скорректированы ЖК и Закон о статусе столицы.

С 1 июля 2021 г. до 1 января 2022 г. отсрочено вступление в силу норм о запрете компенсации и субсидирования расходов граждан на ЖКУ при наличии долгов по таким платежам за период не более чем 3 последних года.

Также решено сохранить в Москве особую систему расчетов и внесения платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, закрепив соответствующие полномочия властей города.

В Москве такая плата включена в состав платы за содержание жилья, никогда не выделялась отдельной строкой и жителями отдельно не оплачивалась. Перерасчет производится при ежегодной корректировке ставки за содержание и ремонт жилья. Электроэнергия оплачивается по фактическим показаниям приборов учета, установленных на потребляющих устройствах (силовое оборудование, освещение мест общего пользования, пожарная автоматика и дымоудаление).

Поправки вступают в силу со дня опубликования.

Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы

Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 226-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Упрощен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в Арктической зоне.

Действие Закона о «дальневосточном гектаре» распространено в т. ч. на Арктическую зону и другие территории Севера, Сибири и Дальнего Востока. Уточнены условия получения земельных участков.

Граждане смогут выбрать участки только на специально выделенных для этого территориях, определенных законами соответствующих регионов. Проект закона субъекта должен учитывать интересы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Его нужно согласовывать с Минвостокразвития и общественным советом Арктической зоны.

Программа предоставления участков в Арктической зоне будет выполняться в 2 этапа. На первом этапе заявления о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка смогут подавать только граждане, имеющие регистрацию по месту жительства на территории соответствующего региона или муниципалитета. На втором — любой гражданин, а также участник Госпрограммы по переселению соотечественников, проживающих за рубежом.

Предусматривается возможность получения гражданином, который успешно освоил и оформил в собственность или аренду ранее предоставленный ему земельный участок, дополнительного участка площадью, не превышающей 1 га.

Сопутствующие изменения вносятся в ЗК РФ, а также в Законы об обороте земель сельхозназначения, о личном подсобном хозяйстве, о переводе земель из одной категории в другую и о госрегистрации недвижимости.

Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок введения в действие.

Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 1001 «О федеральном государственном контроле (надзоре) в области геодезии и картографии»

Федеральный контроль (надзор) в области геодезии и картографии будут проводить по новым правилам.

С 1 июля 2021 г. для Росреестра устанавливаются новые правила федерального контроля (надзора) в области геодезии и картографии. Они заменят правила 2016 г.

Будут применять риск-ориентированный подход. Предусмотрены профилактические и контрольные мероприятия. К первым относятся информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит. Ко вторым — выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки.

Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 227-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Для членов семей погибших на службе сотрудников УИС, ФПС и таможенных органов предусмотрены дополнительные соцгарантии.

Предусмотрена ежемесячная компенсация членам семей и родителям сотрудников учреждений и органов УИС, федеральной противопожарной службы, таможенных органов и органов принудительного исполнения, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей.

Установлен перечень лиц, имеющих право на получение указанной компенсации. Она будет выплачиваться в виде разницы между приходившейся на долю членов семьи сотрудника частью денежного довольствия, получаемого погибшим сотрудником по состоянию на день его гибели или получаемого умершим гражданином, уволенным со службы, по состоянию на день его увольнения, и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца.

Размер компенсации будет индексироваться одновременно с окладами денежного содержания. Условия и порядок ее выплаты будет устанавливать Правительство.

Закон вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 28 июня 2021 г. № 220-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Трудовой кодекс актуализировали в части льгот для аспирантов.

Скорректирован Трудовой кодекс.

Для работников, которые заочно осваивают программы подготовки научных кадров в аспирантуре (адъюнктуре), с 1 сентября 2021 г. предусматриваются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 30 дней и один свободный от работы день в неделю с 50-процентной оплатой.

Сейчас эти льготы положены только по программам подготовки научно-педагогических кадров.

Статья о порядке организации и проведения проверок работодателей признана утратившей силу. Будут применяться нормы законодательства о госконтроле (надзоре).

Поправки вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 28 июня 2021 г. № 219-ФЗ “О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

В России модернизируют госполитику в области занятости населения.

Внесены изменения в Закон о занятости населения.

В частности, Общероссийская база вакансий «Работа в России» переименована в Единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России». Уточнены ее задачи и функции. Наравне с очным приемом закреплен дистанционный формат предоставления услуг. Взаимодействие работодателей, граждан и органов службы занятости будет осуществляться в электронной форме.

Личная явка гражданина для подбора работы не обязательна. Но при этом она осталась обязательной для регистрации в качестве безработного. Инвалиды I группы освобождены от личного посещения центров занятости для регистрации в качестве безработного.

К обязанностям ЦЗН отнесено завершение процедуры регистрации граждан (в случае их согласия) на портале госуслуг при отсутствии у последних учетной записи в ГИС. Граждан, обратившихся за содействием в поиске работы, будут дифференцировать в зависимости от их мотивации к трудоустройству.

Дополнены меры социальной защиты инвалидов в области занятости. Установлена квота для приема их на работу. Предусмотрена господдержка выпускников, в т. ч. в возрасте до 25 лет, получивших высшее образование, ищущих работу в течение года с даты выдачи документа об образовании.

Введена ответственность за нарушение требований Закона о занятости населения.

Закон вступает в силу с 1 июля 2021 г., за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2021 г. № 30-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в связи с запросом Конаковского городского суда Тверской области»

КС признал право на маткапитал за отцами воспитываемых в браке детей от суррогатной матери.

Гражданин был признан отцом детей, рожденных от него суррогатной матерью. После этого мужчина вступил в брак, и его супруга удочерила девочек. В получении материнского капитала было отказано сначала ей, а затем и отцу, так как он не относится к категории граждан, имеющих право на господдержку. Гражданин решил оспорить отказ в суде. Суд обратился с запросом в Конституционный Суд РФ для проверки нормы, которая лишает таких отцов господдержки и ставит их в неравное положение по сравнению с отцами — единственными усыновителями ребенка.

Оспариваемая норма не противоречит Конституции по вопросу отказа в получении маткапитала мужчине — единственному родителю таких детей, поскольку цель господдержки — стимулирование рождаемости в семье. Но эта же норма признана не соответствующей Конституции, когда лишает господдержки мужчину, вступившего в брак с женщиной. усыновившей этих детей. Семьям с детьми, рожденными суррогатной матерью, гарантирована поддержка наравне с прочими семьями. В таких семьях право на маткапитал получает женщина, которая при госрегистрации рождения ребенка записана его матерью. Но законодатель не учел ситуацию, при которой единственным родителем сначала становится генетический отец, и только после его вступления в брак детей усыновляет его супруга. В этом случае она не имеет право на маткапитал, так как дети приходятся ей пасынками или падчерицами. В таких семьях дети лишаются господдержки, что не соответствует Конституции. Федеральному законодателю надлежит внести в закон необходимые изменения. Суд рассмотрит иск гражданина, руководствуясь Конституцией и разъяснениями КС.

Постановление Правительства РФ от 26 июня 2021 г. N 1022 «Об утверждении Правил установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах Российской Федерации на очередной год”

Регионы переходят на новый порядок установления величины прожиточного минимума.

Правительство определило порядок установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в регионах.

Предусмотрен дифференцированный подход к установлению величин прожиточного минимума с учетом социально-экономических особенностей и природно-климатических условий местностей внутри региона.

Определены коэффициенты соотношения величины прожиточного минимума на душу населения с величинами прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения.

Также установлены коэффициенты региональной дифференциации.

Регионам необходимо разработать план поэтапного доведения величины прожиточного минимума на душу населения, установленной на 2021 г., до величины прожиточного минимума, рассчитанной с учетом коэффициента региональной дифференциации.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 1000 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг»

Соцпомощь гражданам в виде предоставления социальных услуг: правила контроля (надзора).

С 1 июля 2021 г. для Роструда устанавливаются правила контроля (надзора) за оказанием гражданам социальной помощи в виде предоставления социальных услуг.

Предусмотрены инспекционные визиты, документарные и выездные проверки. Плановые мероприятия не проводятся.

Визит не может превышать 1 рабочий день, проверки — 10 рабочих дней. По результатам составляется акт.

Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. N 999 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания”

Кабмин установил правила федерального госконтроля (надзора) в сфере соцобслуживания.

Правительство урегулировало федеральный госконтроль (надзор) в сфере социального обслуживания. Его проводит Роструд и его территориальные органы.

Предусмотрено применение системы оценки и управления рисками. Определены критерии отнесения объекта госконтроля (надзора) к одной из категорий риска (высокий, средний, низкий).

Перечислены профилактические мероприятия. Это информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит. Закреплен порядок их проведения.

К контрольным (надзорным) мероприятиям относятся инспекционный визит, документарная и выездная проверки, выездное обследование, наблюдение за соблюдением обязательных требований.

Постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 997 “Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования”

Федеральный госконтроль (надзор) в сфере образования: положение.

Правительство установило правила федерального госконтроля (надзора) в сфере образования. Его проводит Рособрнадзор и уполномоченные органы регионов.

Определены критерии отнесения объекта госконтроля (надзора) к категории высокого, среднего или низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Перечислены профилактические мероприятия. Это информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит. Закреплен порядок их проведения.

К контрольным (надзорным) мероприятиям относятся документарная и выездная проверки, а также наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности).

Постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 июня 2021 г. N 634н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 ноября 2005 г. N 701 «О родовом сертификате»

Родовые сертификаты станут электронными.

С 1 июля 2021 г. родовые сертификаты будут оформлять в электронном виде в ЕИИС «Соцстрах». Минздрав обновил форму родового сертификата и регламентировал порядок его выдачи, учета и хранения.

Приказ вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 июня 2021 г. Регистрационный № 63985.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 24 мая 2021 г. № 503н «Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований, используемого Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за обращением медицинских изделий»

Двукратный рост числа выданных медорганизацией документов о результатах клинических испытаний медизделий может стать поводом для внеплановой проверки.

В ходе федерального госконтроля за обращением медизделий о риске нарушения обязательных требований сигнализирует такой факт, как двукратный и более рост числа выданных медорганизацией документов о результатах клинических испытаний медизделий по сравнению с прошлым годом.

Этот индикатор применяется при принятии решения о проведении внеплановой проверки.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июня 2021 г. Регистрационный № 64000.

Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28 мая 2021 г. № 56н “Об утверждении форм документов, применяемых при распределении и перераспределении объемов предоставления специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой в стационарных условиях и условиях дневного стационара по перечню заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), предусмотренному базовой программой обязательного медицинского страхования, между медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в электронной форме в государственной информационной системе обязательного медицинского страхования”

Распределение и перераспределение объемов предоставления специализированной медпомощи между федеральными медорганизациями: формы документов.

ФФОМС утвердил формы документов, применяемых при распределении и перераспределении между федеральными медорганизациями объемов предоставления специализированной, в т. ч. высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС. Речь идет о медпомощи, оказываемой в стационарах, в т. ч. в условиях дневного стационара, по перечню заболеваний, предусмотренному базовой программой ОМС. В их числе:

— форма показателей базовых объемов предоставления специализированной, в т. ч. высокотехнологичной, медпомощи;

— форма распределения (перераспределения) объемов предоставления указанной медпомощи;

— форма сведений о реестрах счетов и счетах на оплату специализированной, в т. ч. высокотехнологичной, медпомощи.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 июня 2021 г. Регистрационный № 63987.

Письмо Министерства здравоохранения РФ от 29 июня 2021 г. N 30-4/И/2-9825

Вакцинация взрослых против COVID-19: временные методические рекомендации.

Приведены временные методические рекомендации по вакцинации взрослых против COVID-19.

Вакцинация в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям проводится в медорганизациях. При необходимости регионы могут принять решение о проведении вакцинации на дому или в пунктах вакцинации силами мобильных медбригад.

Ответственность за обоснованность допуска пациента к вакцинации несет врач (фельдшер).

Указаны характеристики вакцин, противопоказания к их применению и случаи применения с осторожностью. В частности, для лиц старше 60 лет рекомендованы Гам-КОВИД-Вак и ЭпиВакКорона.

Оговорено оснащение прививочных кабинетов и мобильных пунктов. Так, мобильный пункт в т. ч. должен быть оснащен всем необходимым для оказания неотложной помощи. При вакцинации вне медорганизации администрация населенного пункта (муниципалитета) готовит место проведения вакцинации и создает условия для наблюдения в течение 30 мин после прививки.

Установлены правила приема, разгрузки и хранения вакцин. Оговорены транспортирование/хранение вакцины в мобильных пунктах.

Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2021 г.)

ВС представил второй за 2021 год обзор судебной практики.

Верховный Суд РФ подготовил второй обзор судебной практики за 2021 год по уголовным, гражданским, хозяйственным, социальным, налоговым, процессуальным вопросам. Представлены следующие правовые позиции.

Потерпевший в ДТП вправе требовать возмещения ущерба с причинителя вреда в части, не покрытой страховым возмещением.

Наследник, принявший наследство, считается собственником имущества со дня открытия наследства, независимо от способа его принятия. Получение свидетельства о праве на наследство — это право, а не обязанность наследника.

Сомнения пенсионного органа в сведениях об инвалидности гражданина не основание для прекращения выплаты пенсии по инвалидности. Информацию об отсутствии у гражданина права на такую пенсию следует проверять.

Нотариус не должен требовать оплату услуг правового и технического характера, в которых нет необходимости исходя из существа нотариального действия.

Право аренды публичных земельных участков ГУП-банкрота не может продаваться на торгах.

Кредитор имеет право изменить ранее выбранный способ распоряжения требованием к контролирующим лицам.

Недостоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений не считается безусловным основанием для исключения организации из реестра, если она фактически продолжает действовать.

Не является самовольной постройкой здание, возведенное в соответствии с уточненным видом разрешенного использования земельного участка.

К отношениям по уступке аренды лесного участка применяются правила Лесного кодекса, действовавшие в момент заключения договора аренды.

Гарантийные обязательства застройщика не отменяют обязанность УК содержать дом в надлежащем состоянии.

Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство

Федеральный закон от 29 июня 2021 г. N 234-ФЗ “О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве»

Минимальный доход должника-гражданина защитили от взысканий.

Закон об исполнительном производстве дополнен нормой о сохранении ежемесячного дохода должника-гражданина в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России. Корреспондирующая норма внесена в ГПК РФ.

Установлен механизм для обеспечения неприкосновенности минимального дохода на нужды должника и лиц, находящихся на его иждивении. Так, должник вправе обратиться в подразделение судебных приставов с заявлением о сохранении зарплаты и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума, указав счет, с которого нельзя списывать данные средства. Если у должника есть иждивенцы, то они также учитываются при расчете такой суммы.

Данное правило не распространяется на взыскание алиментов, возмещение вреда, причиненного здоровью, вреда в связи со смертью кормильца, ущерба, причиненного преступлением.

Банк или иная кредитная организация не смогут взыскивать средства со счета, указанного в постановлении судебного пристава, содержащего требование об их сохранении.

Закон вступает в силу с 1 февраля 2022 г.

Административные правонарушения, административная ответственность

Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 232-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”

Ужесточена ответственность за нарушения в сфере оборота оружия и введено наказание за участие в деятельности нежелательных иностранных организаций.

Поправки в КоАП предусматривают ответственность:

— за распространение информации о террористической организации без указания на то, что такая организация ликвидирована или ее деятельность запрещена;

— за участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, которая признана нежелательной на территории России, в том числе за пределами нашей страны;

— за распространение в СМИ и Интернете инструкций по незаконному изготовлению или переделке оружия;

— за невыполнение требований и предписаний должностных лиц Росгвардии в сфере оборота оружия.

Ужесточена ответственность за правонарушения в сфере оборота оружия.

Законодательство Томской области

Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС

Распоряжение Администрации Томской области от 24 июня 2021 г. N 342-ра «О внесении изменения в распоряжение Администрации Томской области от 18.03.2020 N 156-ра»

В Томской области продлен противоковидный режим.

Власти продлили срок мероприятий, в том числе ограничительных, направленных на борьбу с распространением COVID-19, по 30 сентября 2021 г.

Работодателям области рекомендовано обеспечить проведение в отношении сотрудников информационных мероприятий, направленных на информирование о преимуществах вакцинации, а также обеспечить стимулирование вакцинации.

Также продлен запрет гражданам в срок по 30 сентября на посещение находящихся на территории области организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также ИП, осуществляющих вид экономической деятельности «образование профессиональное дополнительное», за исключением организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также ИП, получивших согласование.

Руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и ИП необходимо организовать термометрию и места для обработки рук на входе в здания (помещения) для всех посетителей.

Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

Постановление Администрации Томской области от 23 июня 2021 г. N 257а «О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 13.03.2020 N 103а»

В Томской области изменены правила субсидирования НКО на создание мобильных технопарков «Кванториум».

Отныне проект соглашения о предоставлении субсидии направляется получателю на адрес электронной почты, указанный в заявке, с уведомлением по телефону о направлении.

Получатель субсидии теперь отправляет подписанное соглашение в адрес Департамента общего образования.

Ранее указанные процедуры выполнялись в системе «Электронный бюджет».

Проект дополнительного соглашения о внесении изменений в основное соглашение также направляется получателю субсидии на адрес электронной почти, с уведомлением об этом по телефону, для подписания.

Стоит отметить, в случае уменьшения Департаменту как получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов и в последующем невозможности предоставления субсидии в размере, определенном в соглашении, дополнительное соглашение о внесении изменений в соглашение заключается в течение 5 рабочих дней с даты получения письменного уведомления от Департамента получателем субсидии.

Разрешено расходовать средства субсидии на содержание недвижимого имущества.

Постановление вступает в силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 23 апреля 2021 г.

Новые материалы в «Большой библиотеке бухгалтера и кадрового работника»

Материалы прессы

Контроль на короткой дистанции. Будущее проверок бизнеса в России (А. Жиркова, Е. Шестакова, газета «Финансовая газета», N 23, июнь 2021 г.)

К вопросу о цифровизации процессов налогового администрирования в Российской Федерации (Н.С. Абашева, журнал «Учет и контроль», N 5, май 2021 г.)

Если товар пропал по дороге. Отражение в учете покупателя возмещения, полученного от перевозчика (Т. Бурсулая, газета «Финансовая газета», N 23, июнь 2021 г.)

Распределение ТСЖ расходов между некоммерческой и коммерческой деятельностью (Е.Н. Моряк, журнал «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», N 6, июнь 2021 г.)

Бюджетный учет невыясненных поступлений (М. Мишанина, журнал «Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», N 6, июнь 2021 г.)

Привлечение к ответственности за нарушение требований ведения бюджетного учета (М. Зарипова, журнал «Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений», N 6, июнь 2021 г.)

Новый механизм выплат страхового обеспечения с 2022 года (С. Мухин, журнал «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», N 6, июнь 2021 г.)

Что изменилось в порядке получения имущественного вычета по НДФЛ?  (О. Гришина, журнал «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», N 6, июнь 2021 г.)

Учет расчетов по выданным авансам (О. Заболонкова, журнал «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение», N 6, июнь 2021 г.)

Нюансы оформления и выдачи расчетных листков (М. Мишанина, журнал «Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», N 6, июнь 2021 г.)

Комментарий к Федеральному закону от 30.04.2021 N 126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (С. Мухин, журнал «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера», N 6, июнь 2021 г.)

Применение стандартного налогового вычета на ребенка (В. Рябинин, журнал «Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», N 6, июнь 2021 г.)

Инкассация денежной наличности (О. Сизонова, журнал «Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение», N 6, июнь 2021 г.)

Учитываем новшества при формировании ПФХД и бюджетных смет (Л. Семина, журнал «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение», N 6, июнь 2021 г.)

Учет долей в уставном капитале хозяйственного общества и связанных с ним операций (М.Ю. Иванов, журнал «Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере», N 3, май-июнь 2021 г.)

Новые материалы в «Большой библиотеке юриста»

Книги

Смоляров М.В. Обработка и передача персональных данных в бизнес-экосистемах (на примере Сбер, Яндекс, МТС). — «Право Доступа», 2021 г.

В 2015-2017 годах в бизнес-моделях взаимодействия связанных лиц, действующих на российском розничном рынке товаров (работ, услуг), произошли изменения: вместо групп компаний, специализирующихся на одном направлении (кредитные услуги, связь, коммуникации, поиск заданной информации в сети), возникают многопрофильные фирмы. Появляется «связывание» клиента внутри одной экосистемы, замкнутости финансовых потоков, что также приводит и к возникновению дополнительных возможностей сбора, анализа сведений о потребительском поведении клиента, построении предугадывания поведения, построении поведенческих моделей при обработке т.н. больших данных. В представленном прикладном исследовании автор делает попытку постановки проблемной составляющей в следующих вопросах, связанных с использованием экосистемами персональных данных:

– что такое персональные данные, каковы принципы их обработки, в том числе применительно к избранным в качестве примеров экосистемам, каким образом передаются персональные данные внутри экосистемы и вне её;

– есть ли очевидные различия построения таких экосистем;

– кто уполномочен проводить проверки экосистем в России и за рубежом,  какие возможные санкции применяются к экосистемам в России;

– какова текущая судебная практика, связанная с реализацией персональных данных в российских экосистемах и стран зарубежья.

Сятчихин А.В. Заранее оценённые убытки в российском гражданском праве (монография) (отв. ред. д.ю.н., проф. В.Г. Голубцов). — «Проспект», 2020 г.

В монографии представлены результаты исследования теоретических и практических проблем возмещения заранее оценённых убытков в России. Анализируются как отечественная, так и зарубежная доктрина, законодательство и соответствующая правоприменительная практика. Раскрываются понятие, признаки и функции заранее оцененных убытков, а также производится их разграничение со смежными гражданско-правовыми явлениями.

Шестакова Е.В. Процедура составления протокола об административном правонарушении в отношении должностных лиц и организаций. — «Право Доступа», 2021 г.

Рассмотрены вопросы составления протокола об административном правонарушении в отношении организации и (или) должностного лица организации; направления протокола для последующего рассмотрения субъектом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении; обжалования привлечения к административной ответственности.

Ефремов А.В. Актуальные правовые особенности рассмотрения споров, связанных с реализацией социальных гарантий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в зависимости от выслуги лет. — Специально для системы ГАРАНТ, 2021 г.

Автором рассмотрены правовые споры, связанные с исчислением выслуги лет для реализации социальных гарантий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, являющейся основанием для дифференциации объёма предоставляемых военнослужащим социальных гарантий.

Материалы прессы

Аспирантура: возвращение к федеральным государственным требованиям (А.В. Бодров, С.В. Нарутто, Р.Р. Фатхуллин, журнал «Законодательство», N 7, июль 2021 г.)

Нерешенные проблемы доказывания по делам об оспаривании нормативных правовых актов (А.О. Вифлянцев, журнал «Законодательство», N 7, июль 2021 г.)

К вопросу о понятии «юридически значимые сообщения» (Н.Г. Соломина, журнал «Право и экономика», N 5, май 2021 г.)

Исполнение судебного акта (А. Васильева, сетевое издание «Адвокатская газета», N 11, июнь 2021 г.)

Доказательственное значение процессуального поведения (М. Епатко, газета «Адвокатская газета», N 11, июнь 2021 г.)

Особенности квалификации трансграничного корпоративного договора (К.В. Харькина, журнал «Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», N 3, март 2021 г.)

Проблемы привлечения учредителей некоммерческой организации к субсидиарной ответственности (Н.Г. Мажинская, А.С. Казанская, журнал «Право и экономика», N 5, май 2021 г.)

Представление предметов и документов как способ собирания доказательств в досудебном производстве по уголовному делу (С.Б. Россинский, журнал «Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки», N 2, апрель-июнь 2021 г.)

Новые материалы в «Библиотеке консультаций. Кадры»

Изменен порядок начисления пособий по страхованию от несчастных случаев и  профессиональных заболеваний (Е.С. Казаков, журнал «Оплата труда в  государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и  налогообложение», N 6, июнь 2021 г.)

В реестре сведений для ФСС указана недостоверная информация: каковы последствия? (С.В. Тяпухин, журнал «Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение», N 6, июнь 2021 г.)

Роструд об увольнении работника за грубые нарушения трудовой дисциплины (Т.В. Шадрина, журнал «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения», N 6, июнь 2021 г.)

У сотрудника два рабочих места — правомерно ли это? (Л.В. Куревина, журнал «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения», N 6, июнь 2021 г.)

Комментарий к Федеральному закону от 30.04.2021 N 109-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (С.А. Чернов, журнал «Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера», N 6, июнь 2021 г.)

Комментарий к письму Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.05.2021 N 14-2/ООГ-4319 (А.О. Егорова, журнал «Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера», N 6, июнь 2021 г.)